– Публикации в прессе –
06 августа 2014Прибыль контролируемых иностранных компаний
Прибыль контролируемой иностранной компании приравнивается к прибыли организации (доходу физического лица), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у данных налогоплательщиков (в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании).
Налогоплательщик — контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по соответствующему налогу (налогу на прибыль организаций или НДФЛ) с приложением следующих документов:
1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании и иные документы, предусмотренные НК РФ;
2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, если в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании (то есть законом страны ее регистрации) установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности.
Указанные документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.
Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии с НК РФ составила более 10 000 000 рублей.
! Для налоговых периодов 2015 и 2016 годов установлен более высокий порог величины прибыли контролируемой иностранной компании, начиная с которого такая прибыль подлежит учету при определении налоговой базы: за 2015 год – 50 000 000 рублей, за 2016 год – 30 000 000 рублей.
2. Что значит «контролируемая иностранная компания»?
По новому закону контролируемой иностранной компанией, признается иностранная организация (а также иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации), удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
3. Кто является «контролирующим лицом организации»? Какая доля владения должна быть, чтобы обеспечить «контроль» над компанией и попасть под действие закона?
Контролирующим лицом организации (включая иностранную структуру без образования юридического лица) признаются следующие лица:
1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;
2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов.
! До 1 января 2017 года признание лица контролирующим осуществляется в случаях, когда доля участия этого лица в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
4. Что подразумевается под «осуществлением контроля над организацией»?
Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.
Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица, признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения между ее участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) либо иными бенефициарами в силу законодательства иностранного государства или договора.
5. Есть ли исключения по налогообложению прибыли контролируемой
иностранной компании (кто не подпадает под действие нового закона)?
Прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении такой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) она является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;
2) она образована в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан);
3) ее постоянным местонахождением такой иностранной организации является государство (территория), с которым имеется международной договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий) не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.
? Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
4) ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международной договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, предусматривающий избежание двойного налогообложения доходов, за исключением государств (территорий) не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и доля доходов этой организации, указанных в подпунктах 1 — 12 пункта 3 статьи 309.1 Налогового Кодекса, за период, за который в соответствии с личным законом этой иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, в общей сумме всех доходов организации по данным финансовой отчетности, составленной иностранной компанией в соответствии с ее личным законом за указанный период, составляет не более 20 процентов.
5) она является иностранной структурой без образования юридического лица, в отношении которой соблюдаются все следующие условия:
• учредитель (основатель) такой структуры после ее создания (основания, учреждения) в соответствии с личным законом этой структуры и учредительными документами не вправе получить активы этой структуры в свою собственность;
• права учредителя (основателя) такой структуры, связанные с его личным статусом в этой структуре (включая права на отчуждение имущества, определения выгодоприобретателей (бенефициаров) и иные права) в соответствии с личным законом этой структуры и ее учредительными документами не могут после ее создания быть переданы иному лицу за исключением случаев передачи прав в порядке наследования или универсального правопреемства;
• учредитель (основатель) такой структуры не вправе получать прямо или косвенно какую-либо прибыль (доход) структуры, распределяемую между всеми ее участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами).
6) она является банком или страховой организацией, осуществляющей деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности, и государством (территорией) ее постоянного местонахождения является государство (территория), с которым у Российской Федерации действует международной договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), включенных в перечень, утверждаемый Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
7) она является эмитентом обращающихся облигаций, или организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям, или организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация, при соблюдении требований к таким иностранным организациям и обращающимся облигациям, установленных подпунктом 8 пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 310 Налогового Кодекса. При этом в целях применения настоящего подпункта доля указанных доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов такой организации за указанный период;
8) она участвует в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или сервисными соглашениями (контрактами), аналогичными соглашениям о разделе продукции, на условиях риска, либо иными аналогичными соглашениями с правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными таким правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями).
При этом в целях настоящего подпункта доля указанных в настоящем пункте доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов такой организации за указанный период;
9) она является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.
6. Кто и в какие сроки должен уведомлять налоговые органы об осуществлении контроля над организацией?
Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган:
• о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в срок не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации;
• о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.
В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.
В случае прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца с даты прекращения участия.
7. Какую информацию необходимо указывать в вышеуказанных уведомлениях?:
• Уведомление об участии в иностранных организациях должно содержать следующую информацию:
1) дата возникновения оснований для представления уведомления;
2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;
3) регистрационный номер (номера), присвоенные иностранной организации в государстве (территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги) при их наличии;
4) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия с указанием следующей информации:
информация, предусмотренная подпунктами 2 и 3 настоящего пункта, — в отношении каждой последующей организации, через которое осуществляется косвенное участие в иностранной организации;
доля участия в каждой последующей организации, через которое осуществляется косвенное участие в иностранной организации;
5) дата окончания участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица).
• Уведомление о контролируемых иностранных компаниях должно содержать следующую информацию:
1) период, за который представляется уведомление;
2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица);
3) регистрационный номер (номера), присвоенные иностранной организации в государстве (территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги) при их наличии;
4) дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
5) дата составления финансовой отчетности иностранной организации за финансовый год в соответствии с ее личным законом, а также дата завершения налогового периода по налогу на прибыль (доходы) в соответствии с ее личным законом;
6) дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации за финансовый год (в случае обязательности проведения аудита в соответствии с личным законом этой организации);
7) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия с указанием следующей информации:
информация, предусмотренная подпунктами 2 и 3 настоящего пункта, — в отношении каждой последующей организации, через которое осуществляется косвенное участие в иностранной организации;
доля участия в каждой последующей организации, через которое осуществляется косвенное участие в иностранной организации;
8) описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании;
9) описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.
8. Что признается прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании?
Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если в соответствии с ее личным законом эта финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, при условии, что постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Сумма прибыли (убытка) каждой контролируемой иностранной компании должна быть документально подтверждена ее финансовой отчетностью, составленной в соответствии с личным законом этой компании за соответствующий период (периоды) с приложением ее финансовой и налоговой отчетности.
В случае определения суммы прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 309.1. НК (не ведется финансовая отчетность) сумма прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании должна быть подтверждена иными документами, позволяющими определить сумму прибыли. Такими документами, в частности, могут быть выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации, первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.
9. Какие доходы учитываются при определении прибыли?
При определении прибыли контролируемой иностранной компании для целей настоящего Кодекса учитываются следующие доходы этой компании:
1) дивиденды, полученные этой иностранной компанией;
2) доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации;
4) доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности.
К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;
5) доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
6) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (производными финансовыми инструментами);
7) доходы от реализации недвижимого имущества;
8) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением доходов от предоставления в аренду или субаренду морских или воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за вычетом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;
9) доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
10) доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
11) доходы от услуг по предоставлению персонала;
12) иные доходы, аналогичные доходам, указанным в подпунктах 1 — 11 настоящего пункта;
13) прочие доходы.
10. Кто признается налоговыми резидентами РФ?
Налоговыми резидентами Российской Федерации в целях настоящего Кодекса признаются следующие организации:
1) российские организации;
2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
3) иностранные организации, местом фактического управления которых является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.
11. Как будет определяться «место фактического управления» иностранной организацией?
Место фактического управления иностранной организацией определяется с учетом следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:
1) заседания совета директоров (иного руководящего органа организации) преимущественно (более половины заседаний в течение календарного года) проводятся на территории Российской Федерации;
2) руководящее управление организацией преимущественно осуществляется из Российской Федерации.
Под руководящим управлением организацией понимается принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящих в компетенцию исполнительных органов управления.
В частности, иностранная организация рассматривается в качестве организации, руководящее управление которой осуществляется за пределами Российской Федерации, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (территории) ее постоянного местонахождения, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация вправе представить подтверждение указанных условий.
Не может рассматриваться в качестве руководящего управления иностранной организацией осуществление на территории Российской Федерации подготовки и (или) принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников);
3) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в отношении этой иностранной организации в Российской Федерации.
В случае, если указанные условия выполняются в отношении нескольких государств, дополнительными основаниями для определения места фактического управления иностранной организацией являются следующие признаки:
1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации в Российской Федерации;
2) ведение делопроизводства организации в Российской Федерации;
3) издание приказов и иных организационно-распорядительных документов в отношении деятельности организации (за исключением стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все или существенную часть взаимозависимых лиц такой организации, а также вопросов, являющихся стратегически значимыми для акционеров такой организации) осуществляется в Российской Федерации;
4) оперативное управление персоналом осуществляется в Российской Федерации.
12. Санкции за нарушение требований об уведомлении и налогообложении прибыли?
В Раздел VI НК РФ («Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение») предполагается включены статьи 1295 и 1296 следующего содержания:
«Статья 1295. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком — физическим лицом или организацией сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками — физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками — организациями, но не менее 100 000 рублей».
! при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды 2015 — 2017 годов ответственность, предусмотренная статьей 129.5 НК РФ, не применяется. Данная статья будет применяться к налоговым периодам начиная с 2018 года.
Статья 1296. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях.
Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения».